Обязательная маркировка табака, обуви, текстиля, шин, парфюма и других товаров будет запущена уже в 2019.

Что же такое маркировка??

Маркировка — нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик.

Для маркировки используются уникальные идентификаторы, так называемые Data Matrix. Это цифровые коды, по которым можно проследить всю историю продукта, от его производства, до продажи конечному потребителю. Это позволит не допустить попадания на рынок нелегальной продукции.

Уникальный код генерируется по запросу производителя и выдается оператором маркировки. Коды зашифрованы – подделать их или использовать повторно возможности нет. После продажи конечному покупателю код навсегда выводится из оборота.

Для того, чтобы фиксировать движение товаров создана специальная информационная среда. Каждый участник движения начиная от производителя и далее до розничного продавца отмечает приход и расход уникальной продукции в общей системе. О реализации товара сообщает системе ОФД, к которому поступает информация из онлайн кассы.

В данный момент в тестовом режиме работает единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Ресурс доступен в интернете или в специальном приложении для смартфонов.

Каталог будет постоянно обновляться и расширять свой функционал, разрабатывая полезные сервисы для потребителей и бизнеса.

 

Товары c маркировкой в 2019 году:

  1. С 1 марта 2019 — сигареты.
  2. С 1 июля 2019 — обувь.
  3. С 1 декабря 2019:
    • духи и туалетная вода,
    • шины и пневматические резиновые покрышки.
    • одежда из натуральной или композиционной кожи.
    • женские и детские вязаные блузки.
    • верхняя одежда — женская и мужская.
    • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное.
    • фотокамеры и лампы-вспышки.

 

Маркировка сигарет.

Эксперимент, направленный на борьбу с нелегальным оборотом в табачной отрасли, начался 15 января 2018 года и продлился до 28 февраля 2019 г. В эксперименте принимали участие все крупнейшие российские производители табачных изделий, а также крупнейшие дистрибьюторы и розничные сети «МЕТРО Кэш энд Керри», X5 Retail Group, ДИКСИ, «Мегаполис», «СНС» и другие.

По мнению экспертов, в ходе эксперимента не было выявлено существенных технических проблем, связанных с переоборудованием фабрики или особенностями производственного процесса. Участие в эксперименте не потребовало кардинальной перестройки процессов работы от компаний.

С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация магазинов и производителей в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.

С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции.

Поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота;

С 1 июля 2020 года будет прекращен оборот немаркированной табачной продукции.

 

Что изменится для розницы?

В работе розничных магазинов мало что изменится. Но все же стоит обратить внимание на 2 обязательных изменения.

  1. Data Matrix можно считать только специальными 2D сканерами штрих-кода.
  2. Придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.

Как уже отмечалось ранее реализация конечному потребителю фиксируется через ОФД, это значит, что никаких дополнительных отчетов о продажах проверяющим органам предоставлять не придется.

 

Подготовка розничного магазина к работе с маркировкой :

  1. Согласно закону № 54-ФЗ для торговли подакцизными товарами необходимо использовать онлайн-кассу.
  2. Подать заявку на регистрацию в системе маркировки на сайте Честный ЗНАК.
  3. Получить Электронную цифровую подпись для регистрации в личном кабинете.
  4. Зарегистрироваться в личном кабинете участника оборота.
  5. Обновить прошивку онлайн-кассы.
  6. Подключить 2D сканер штрих-кода.
  7. Настроить систему электронного документооборота.

 

Продавать немаркированные пачки сигарет в рознице можно до 1 июля 2020 года.